-
-
-
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
Простите, что прерываем ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
-

Варианты культурных практик в ДОУ

25 октября 2024
450
Средний балл: 0 из 5

Культурная образовательная практика в ДОУ представляют собой виды деятельности, которые дети выполняют без прямого участия взрослого, при которой основываются на ранее усвоенных знаниях, навыках и опыте. Эти практики играют важную роль в развитии творческой активности, инициативы и самостоятельности, а также в формировании их культурной и социальной идентичности.

Также это формы деятельности, в которых воспитанники самостоятельно проявляют интерес к культуре, творчеству и социальным взаимодействиям. Они могут включать игры, творческую деятельность, взаимодействие с окружающим миром и сверстниками в контексте освоения культурных норм и ценностей.

Такие практики предполагают, что дошкольники используют приобретенные знания и навыки, чтобы самовыражаться и взаимодействовать с окружающими в культурной среде. Это могут быть творческие занятия, такие как рисование или лепка, ролевые игры, участие в организации мини–спектаклей или музыкальных постановок.

Зачем нужны культурные практики

Данная деятельность способствует не только формированию личности, но и развивает навыки и компетенции, необходимые для успешной социализации, творческого роста и познания окружающего мира. Рассмотрим, зачем нужны они в детском саду и какое значение имеют.

  1. Формирование самостоятельности и ответственности

Дают детям возможность самим выбирать, чем заняться, как организовать свою занятость и как добиться результата. Это развивает инициативность, способность к самостоятельным решениям и ответственности за свои действия.

Когда ребенок сам выбирает, что рисовать, как построить замок из конструктора или как организовать ролевую игру, он учится планировать свои действия, ставить цели и достигать их. Этот опыт важен для будущей жизни, когда навыки самостоятельного мышления и решения задач будут необходимы в школе и в повседневной жизни.

  1. Развитие творческого потенциала

Стимулируют творческую активность воспитанника. В свободной игре или творческой деятельности могут проявить фантазию, придумать что-то новое, экспериментировать с материалами и образами.

Например, в процессе рисования выражаются эмоции и мысли, а в ролевой игре — разыгрывается придуманный сюжет. Это не только развивает воображение, но и учит мыслить нестандартно, находить творческие решения проблем, что является важным навыком для их дальнейшего интеллектуального развития.

  1. Социальное взаимодействие и развитие коммуникативных навыков

В ходе самостоятельной деятельности дети часто взаимодействуют друг с другом. Совместная игра, организация небольших постановок или обсуждение произведений искусства способствуют развитию социальных и коммуникативных навыков.

Когда сверстники договариваются о правилах игры, распределяют роли, они учатся сотрудничать, находить компромиссы, общаться на равных. Эти навыки важны для адаптации в обществе и подготовке к школьной жизни, где требуется умение работать в коллективе.

  1. Усвоение культурных норм и ценностей

Помогают глубже усвоить общественные нормы, традиции и ценности. В процессе игр и творческой деятельности воспитанники осваивают понятия добра, справедливости, уважения к другим, знакомятся с культурным наследием своего народа и мира.

Например, игра в «семью» или организация собственного мини–праздника помогают понять важность семейных ценностей и традиций. Через народные и фольклорные практики они приобщаются к культурным обычаям и узнают о разнообразии культур.

Организуем правильную развивающую среду в детском саду
Ответьте на 3 вопроса и получите подарок.
Вопрос №1: Какие составляющие входят в РППС детского сада?
  1. Эмоциональное развитие и самовыражение

В процессе творческой занятости ребенок учится выражать эмоции, понимать чувства других и контролировать переживания. Это помогает лучше осознавать эмоции и справляться с ними.

Например, через рисование или лепку может выразить радость, страх или грусть, что способствует эмоциональной разрядке и развитию эмоционального интеллекта.

  1. Развитие познавательной активности и мышления

Когда ребенок выбирает, что ему интересно, и как он хочет познавать информацию (например, строить башню, создавать поделку или читать книгу), это стимулирует познавательную активность.

Через такие действия развивается логическое мышление, дошкольники учатся анализировать, сравнивать, делать выводы. В самостоятельных практиках могут экспериментировать и пробовать новые подходы, что развивает умственные способности.

  1. Подготовка к школе

Культурные практики в дошкольном возрасте помогают подготовить к более сложным формам обучения, которые ждут в школе. Развитие инициативности, умения организовывать свою деятельность, ответственность и навыки самовыражения создают базу для успешного обучения.

В школе требуется большая степень инициативы в выполнении задач, способность к самоорганизации и управлению своим временем. Данная форма помогает сформировать эти навыки, обеспечивать плавный переход к школьной системе образования.

  1. Развитие мелкой моторики и координации движений

Это важно не только для общего физического развития, но и для подготовки к письму. Организованная творческая деятельность (например, создание поделок или построек из конструктора) развивает координацию движений, точность и ловкость, что полезно для формирования мелких мышц рук.

  1. Удовлетворение потребности в самовыражении

Дети дошкольного возраста обладают огромной потребностью в самовыражении, и культурные практики дают возможность выразить мысли, чувства, идеи через творчество и игровую деятельность. Это важно для формирования положительной самооценки и уверенности в себе.

Организация культурных практик в ДОУ

Культурные практики являются необходимым элементом развития в дошкольном возрасте. Они помогают научиться мыслить и действовать, развивают их творческие и познавательные способности, способствуют социальной адаптации и эмоциональному развитию. Они закладывают основы для успешного обучения в школе и последующей жизни, формируют компетенции, которые будут важны на протяжении всей жизни.

В основе таких практик лежит создание условий, при которых воспитанники сами выбирают виды деятельности, осваивают культурные ценности и взаимодействуют с окружающей средой. Вот основные аспекты для успешной реализации культурной образовательной практики в ДОУ:

  1. Создание развивающей среды

Один из ключевых факторов — это правильно организованная развивающая среда. Она должна стимулировать к творчеству, познавательной активности и взаимодействию с окружающим миром. Важно, чтобы среда была разнообразной и доступной для ребенка, предлагала ему возможность выбора.

Знаете ли вы, какие группы можно создать в детском саду и по каким критериям их формировать
Ответьте на 3 вопроса и получите подарок.
Вопрос №1: Какой вид группы НЕЛЬЗЯ открыть в детском саду?

Основные элементы развивающей среды:

  • Уголки творчества (столы с материалами для рисования, лепки, аппликаций, конструкторы и другие материалы).
  • Зоны для ролевых игр (игрушечные кухни, магазины, куклы, костюмы для ролевых игр).
  • Книжные уголки (доступ к книгам и иллюстрациям, которые дети могут самостоятельно рассматривать).
  • Музыкальные инструменты (детские инструменты для свободного музыкального самовыражения).
  • Природные уголки (места для наблюдений за растениями, животными или сезонными изменениями природы).

Важно, чтобы дети имели возможность свободно пользоваться этими материалами в любое время, выбирая то, что им наиболее интересно.

  1. Поддержка детской инициативы

Культурные практики развиваются только тогда, когда дошкольники чувствуют, что их инициатива и выбор важны и поддерживаются взрослыми. Воспитатели должны поощрять и поддерживать идеи младшего поколения, создавать условия для реализации задуманного.

Примеры:

  • Свобода выбора деятельности. Важно, чтобы дети имели возможность выбирать, чем они хотят заниматься: рисовать, играть в ролевые игры, строить или читать книги.
  • Помощь в реализации идей. Если дети предлагают организовать мини–спектакль или праздник, педагог помогает с организацией, но не берет на себя инициативу, оставляя пространство для детских идей и решений.
  • Оценка и признание успехов. Педагог поддерживает достижения группы, выражает интерес к их творческой занятости, поощряет активное участие в образовательных мероприятиях.

  1. Роль воспитателя в организации культурных практик

Педагог в ДОУ выполняет роль организатора и мотиватора. Он создает условия, но не навязывает готовые решения. Задачей воспитателя является наблюдение за занятиями детей, поддержка их интересов и обеспечение необходимых ресурсов.

Роли педагога:

  • Наблюдатель. Педагог внимательно следит за тем, какие виды деятельности интересуют воспитанников, какие темы их вдохновляют, и на основе этого организует дальнейшую образовательную деятельность.
  • Модератор. Он мягко направляет, помогает, если требуется, но оставляет пространство для самостоятельности.
  • Организатор условий. Воспитатель предоставляет материалы и оборудование, организует развивающую среду, предлагает творческие задания, которые малыши могут выполнить самостоятельно или в группе.
  1. Индивидуальный подход и учет интересов детей

Каждый ребенок уникален, поэтому организация должна учитывать индивидуальные особенности и интересы каждого. Некоторые больше склонны к творчеству (рисование, лепка), другие — к ролевым играм или исследованию окружающего мира. Педагогу важно:

  • Наблюдать за интересами каждого ребенка.
  • Предоставлять материалы и задачи
  • Поощрять развитие разных видов общекультурной активности, создавать равные условия для каждого воспитанника.

  1. Организация групповых культурных практик

Практики могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповая занятость помогает учиться взаимодействовать друг с другом, договариваться, распределять роли и работать в команде. Важно, чтобы в таком формате образования каждый имел возможность проявить себя.

Примеры:

  • Создание коллективных творческих работ (общие картины, коллективные постройки из конструктора).
  • Организация совместных ролевых игр («магазин», «больница», «семья», где дети распределяют роли и взаимодействуют друг с другом).
  • Проведение совместных праздников (организация мини–праздников или театрализованных постановок для всех детей группы).
  1. Включение культурных традиций и норм

Важной задачей воспитателя является приобщение к традициям и нормам общества через организацию образовательных практик. Это могут быть занятия, которые связаны с народным фольклором, праздниками, традициями различных культур.

Примеры включения культурных традиций:

  • Народные игры и обряды. Включение в самостоятельные народные танцы, песни, хороводы.
  • Празднование традиционных праздников. Дети могут участвовать в подготовке к праздникам, создавать поделки, украшения и готовить выступления.
  • Творческие мастерские. Организация мастер–классов по народным ремеслам, где дошкольники могут научиться делать традиционные поделки (например, лепить из глины или ткать).
  1. Стимулирование познавательной активности

Для развития познавательной активности важно предоставить возможности для исследования окружающего мира. Это может быть организация игровых и исследовательских зон, где малыши могут самостоятельно заниматься поиском новых знаний и информации.

Примеры:

  • Природные уголки, где группа наблюдает за растениями, насекомыми, животными и проводить простые опыты.
  • Тематические игры, которые направлены на изучение окружающей среды (например, деятельность на тему природы, космоса, мира профессий).

Примерные виды и формы культурных практик в ДОУ по ФОП

Стоит учесть, что деятельность делится на два направления: это

  • Форма самостоятельной деятельности детей, которая проходит как в одиночку, так и в сотрудничестве со сверстниками. Это не организованное занятие и не прописанное мероприятие в планировании педагога.
  • Форма работы, которая инициируется и направляется взрослым.

Оба вида культурных практик в ДОУ по ФГОС и ФОП предполагают различие по разным направлениям и образовательным областям: познавательное, речевое, социально–коммуникативное, художественно–эстетическое и физическое развитие.

Ниже приведены примерные виды и формы практик в ДОУ по Федеральным образовательным программам.

  1. Игровые практики

Игра — основной вид деятельности для детей дошкольного возраста, который способствует развитию воображения, навыков общения и самоорганизации. В рамках образовательных практик они могут проявлять инициативу в организации и участии в различных игровых формах.

Формы:

  • Ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Больница», «Школа», «Театр». Дошколята выбирают сюжет, распределяют роли и организуют игру.
  • Конструктивные игры: строительство из конструкторов, кубиков, песка. Они способствуют развитию пространственного мышления и мелкой моторики.
  • Драматизация сказок и историй: инсценируют известные сказки или придумывают свои истории, создают декорации и распределяют роли.
  • Игры на развитие воображения: игры с куклами, игрушечными животными, где малыши разыгрывают собственные сюжеты.
  1. Творческие

Творчество — важная часть развития, которая позволяет выражать мысли, чувства и идеи через искусство. Важно предоставить доступ к материалам и возможность выбора форм выражения.

Формы:

  • Рисование и живопись: свободное рисование на бумаге, холсте, досках, где воспитанники могут сами выбирать сюжет и материалы (краски, фломастеры, карандаши).
  • Аппликация и коллажи: создание тематических или свободных композиций из бумаги, природных материалов, ткани.
  • Лепка: работа с пластилином, глиной, соленым тестом, где создают собственные фигурки или целые композиции.
  • Музыкальные занятия: свободная игра на детских музыкальных инструментах, импровизация, пение и сочинение мелодий.
  • Хореография: собственное создание танцев или участие в организованных танцевальных играх.

  1. Познавательные

Познавательные практики помогают исследовать окружающий мир, задавать вопросы, находить ответы и развивать любознательность.

Формы:

  • Экспериментирование: дети могут сами проводить простые эксперименты (например, опыты с водой, песком, растениями), делать свои выводы.
  • Исследовательская деятельность: наблюдения за природой, растениям и животными, изучение изменений в окружающем мире в разные времена года.
  • Работа с энциклопедиями и книгами: индивидуальное изучение книг и иллюстраций по интересующим темам.
  • Моделирование и конструирование: создание макетов, моделей зданий, автомобилей, самолетов и других объектов.
  1. Социально–культурные

Социально–культурные практики способствуют приобщению к нормам и ценностям общества, развитию социальных навыков и умению взаимодействовать с другими.

Формы:

  • Организация мини-праздников: готовят праздники для сверстников (например, «День друзей», «Театральный день»), придумывают сценарии и декорации.
  • Театрализованные представления: постановки спектаклей, где дети выбирают и репетируют роли, создают костюмы и декорации.
  • Фольклорные практики: участие в народных играх, танцах, пении песен; могут сами организовать проведение таких мероприятий.
  • Игры на социальные роли: где имитируют общественные роли (врачи, учителя, продавцы, строители), что помогает им освоить социальные нормы и поведение.
  1. Коммуникативные

Развивают навыки общения и взаимодействия в коллективе. Воспитанники учатся договариваться, распределять роли и решать конфликты в игровой форме.

Формы:

  • Коллективные игры: организация самостоятельной игровой деятельности, которая требует взаимодействия, например, командные спортивные состязания, сюжетно–ролевые игры.
  • Игры на развитие речи: придуманные истории, рассказывание сказок или организация мини–бесед, где каждый ребенок может поделиться своими мыслями.
  • Круги общения: дети собираются в группы для обсуждения тем, интересных для них.


  1. Проектная деятельность

Проекты позволяют объединять несколько видов работы и развивать важные навыки, такие как планирование, выполнение задачи, работа в группе и презентация результата.

Формы:

  • Коллективные творческие проекты: создание большой коллективной работы (например, «Наш город будущего», «Зоопарк», «Музей космоса»), где дети совместно строят, рисуют или делают поделки.
  • Мини–исследования: проекты по изучению природы, космоса, техники, которые дети представляют в виде макетов, рисунков или докладов.
  • Тематические выставки: дети готовят работы (рисунки, поделки, фотографии) для выставки, организованной в группе или для родителей.
  1. Природные практики

Знакомство с природой и окружающим миром — важная часть воспитания в ДОУ. Такие практики помогают не только развивать экологическое мышление, но и научиться самостоятельному наблюдению за природой.

Формы:

  • Садоводство: дети ухаживают за растениями в группе или на участке (полив, пересадка, наблюдение за ростом).
  • Экскурсии на природу: организация мини–экскурсий или прогулок с воспитателем, где могут наблюдать за природой, собирать природные материалы для дальнейшего использования в творчестве.
  • Наблюдение за сезонными изменениями: ведение «природных дневников» с рисунками и записями о погоде, растениях, животных.
  • Коллекционирование: способ, при котором дошкольники учатся определять схожие признаки предметов, а также их различия. Например, коллекция камней, листочков, видов текстур (дерево, пластик, железо).

Варианты культурных практик в ДОУ — это не только возможность для детей проявить инициативу и творчество, но и способ усвоить социальные нормы, развить коммуникативные и познавательные навыки. Разнообразие форм и видов таких практик, описанных выше, помогает педагогам организовать образовательный процесс таким образом, чтобы каждый ребенок мог найти место в творческом и социальном пространстве группы, осваивать общественные ценности через игровую деятельность, творчество и познание окружающего мира.

⚡Популярные образцы документов для работы в апреле

Образец трудового договора совместителя по непедагогической должности

скачать .doc

Приказ о поручении выполнения дополнительной работы в виде наставничества

скачать .doc

Маршрутный лист для подготовки к итоговому педсовету в ДОО

скачать .doc

Положение о рабочей группе по подготовке и проведению мероприятий в рамках Года защитника Отечества и 80-летия Победы в Великой Отечественной войне

скачать .doc

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.