Культурная образовательная практика в ДОУ представляют собой виды деятельности, которые дети выполняют без прямого участия взрослого, при которой основываются на ранее усвоенных знаниях, навыках и опыте. Эти практики играют важную роль в развитии творческой активности, инициативы и самостоятельности, а также в формировании их культурной и социальной идентичности.
Также это формы деятельности, в которых воспитанники самостоятельно проявляют интерес к культуре, творчеству и социальным взаимодействиям. Они могут включать игры, творческую деятельность, взаимодействие с окружающим миром и сверстниками в контексте освоения культурных норм и ценностей.
Такие практики предполагают, что дошкольники используют приобретенные знания и навыки, чтобы самовыражаться и взаимодействовать с окружающими в культурной среде. Это могут быть творческие занятия, такие как рисование или лепка, ролевые игры, участие в организации мини–спектаклей или музыкальных постановок.
Зачем нужны культурные практики
Данная деятельность способствует не только формированию личности, но и развивает навыки и компетенции, необходимые для успешной социализации, творческого роста и познания окружающего мира. Рассмотрим, зачем нужны они в детском саду и какое значение имеют.
Воспользуйтесь готовым справочником. В справочнике – таблицы для педагогов, чтобы разъяснить им, чем отличаются занятия от культурных практик, как их планировать и правильно организовывать. Педагоги должны проводить с детьми занятия и культурные практики – это требование ФОП ДО.
-
Формирование самостоятельности и ответственности
Дают детям возможность самим выбирать, чем заняться, как организовать свою занятость и как добиться результата. Это развивает инициативность, способность к самостоятельным решениям и ответственности за свои действия.
Когда ребенок сам выбирает, что рисовать, как построить замок из конструктора или как организовать ролевую игру, он учится планировать свои действия, ставить цели и достигать их. Этот опыт важен для будущей жизни, когда навыки самостоятельного мышления и решения задач будут необходимы в школе и в повседневной жизни.
-
Развитие творческого потенциала
Стимулируют творческую активность воспитанника. В свободной игре или творческой деятельности могут проявить фантазию, придумать что-то новое, экспериментировать с материалами и образами.
Например, в процессе рисования выражаются эмоции и мысли, а в ролевой игре — разыгрывается придуманный сюжет. Это не только развивает воображение, но и учит мыслить нестандартно, находить творческие решения проблем, что является важным навыком для их дальнейшего интеллектуального развития.
В рекомендации – инструкция, чтобы организовать работу по познавательному развитию детей дошкольного возраста по ФОП ДО. Рассказываем о федеральных требованиях и предлагаем готовые материалы, чтобы их реализовать.
-
Социальное взаимодействие и развитие коммуникативных навыков
В ходе самостоятельной деятельности дети часто взаимодействуют друг с другом. Совместная игра, организация небольших постановок или обсуждение произведений искусства способствуют развитию социальных и коммуникативных навыков.
Когда сверстники договариваются о правилах игры, распределяют роли, они учатся сотрудничать, находить компромиссы, общаться на равных. Эти навыки важны для адаптации в обществе и подготовке к школьной жизни, где требуется умение работать в коллективе.
-
Усвоение культурных норм и ценностей
Помогают глубже усвоить общественные нормы, традиции и ценности. В процессе игр и творческой деятельности воспитанники осваивают понятия добра, справедливости, уважения к другим, знакомятся с культурным наследием своего народа и мира.
Например, игра в «семью» или организация собственного мини–праздника помогают понять важность семейных ценностей и традиций. Через народные и фольклорные практики они приобщаются к культурным обычаям и узнают о разнообразии культур.
-
Эмоциональное развитие и самовыражение
В процессе творческой занятости ребенок учится выражать эмоции, понимать чувства других и контролировать переживания. Это помогает лучше осознавать эмоции и справляться с ними.
Например, через рисование или лепку может выразить радость, страх или грусть, что способствует эмоциональной разрядке и развитию эмоционального интеллекта.
-
Развитие познавательной активности и мышления
Когда ребенок выбирает, что ему интересно, и как он хочет познавать информацию (например, строить башню, создавать поделку или читать книгу), это стимулирует познавательную активность.
Через такие действия развивается логическое мышление, дошкольники учатся анализировать, сравнивать, делать выводы. В самостоятельных практиках могут экспериментировать и пробовать новые подходы, что развивает умственные способности.
Чтобы спланировать работу с детьми подготовительной группы, используйте календарно-тематический план на год. В плане отобразите основные направления работы: диагностику и психокоррекционную работу с воспитанниками. Запланируйте консультации и семинары для родителей и педагогов по адаптации дошкольников к школе. Воспользуйтесь готовым образцом календарно-тематического плана.
-
Подготовка к школе
Культурные практики в дошкольном возрасте помогают подготовить к более сложным формам обучения, которые ждут в школе. Развитие инициативности, умения организовывать свою деятельность, ответственность и навыки самовыражения создают базу для успешного обучения.
В школе требуется большая степень инициативы в выполнении задач, способность к самоорганизации и управлению своим временем. Данная форма помогает сформировать эти навыки, обеспечивать плавный переход к школьной системе образования.
-
Развитие мелкой моторики и координации движений
Это важно не только для общего физического развития, но и для подготовки к письму. Организованная творческая деятельность (например, создание поделок или построек из конструктора) развивает координацию движений, точность и ловкость, что полезно для формирования мелких мышц рук.
-
Удовлетворение потребности в самовыражении
Дети дошкольного возраста обладают огромной потребностью в самовыражении, и культурные практики дают возможность выразить мысли, чувства, идеи через творчество и игровую деятельность. Это важно для формирования положительной самооценки и уверенности в себе.
В рекомендации — как педагогу-психологу выбрать и применить марблы в работе с детьми, как игры с марблами влияют на развитие дошкольников. Также есть памятка для педагогов и родителей и картотека игр с детьми для педагога-психолога.
Организация культурных практик в ДОУ
Культурные практики являются необходимым элементом развития в дошкольном возрасте. Они помогают научиться мыслить и действовать, развивают их творческие и познавательные способности, способствуют социальной адаптации и эмоциональному развитию. Они закладывают основы для успешного обучения в школе и последующей жизни, формируют компетенции, которые будут важны на протяжении всей жизни.
В основе таких практик лежит создание условий, при которых воспитанники сами выбирают виды деятельности, осваивают культурные ценности и взаимодействуют с окружающей средой. Вот основные аспекты для успешной реализации культурной образовательной практики в ДОУ:
-
Создание развивающей среды
Один из ключевых факторов — это правильно организованная развивающая среда. Она должна стимулировать к творчеству, познавательной активности и взаимодействию с окружающим миром. Важно, чтобы среда была разнообразной и доступной для ребенка, предлагала ему возможность выбора.
Основные элементы развивающей среды:
- Уголки творчества (столы с материалами для рисования, лепки, аппликаций, конструкторы и другие материалы).
- Зоны для ролевых игр (игрушечные кухни, магазины, куклы, костюмы для ролевых игр).
- Книжные уголки (доступ к книгам и иллюстрациям, которые дети могут самостоятельно рассматривать).
- Музыкальные инструменты (детские инструменты для свободного музыкального самовыражения).
- Природные уголки (места для наблюдений за растениями, животными или сезонными изменениями природы).
Важно, чтобы дети имели возможность свободно пользоваться этими материалами в любое время, выбирая то, что им наиболее интересно.
Предложите воспитателям организовать с детьми творческие проекты. Они помогут решить задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и занять дошкольников увлекательным делом. В рекомендации – как организовать творческую проектную деятельность со старшими дошкольниками, а также методический паспорт проекта «Бумажная куколка» с практическими материалами.
-
Поддержка детской инициативы
Культурные практики развиваются только тогда, когда дошкольники чувствуют, что их инициатива и выбор важны и поддерживаются взрослыми. Воспитатели должны поощрять и поддерживать идеи младшего поколения, создавать условия для реализации задуманного.
Примеры:
- Свобода выбора деятельности. Важно, чтобы дети имели возможность выбирать, чем они хотят заниматься: рисовать, играть в ролевые игры, строить или читать книги.
- Помощь в реализации идей. Если дети предлагают организовать мини–спектакль или праздник, педагог помогает с организацией, но не берет на себя инициативу, оставляя пространство для детских идей и решений.
- Оценка и признание успехов. Педагог поддерживает достижения группы, выражает интерес к их творческой занятости, поощряет активное участие в образовательных мероприятиях.
Каждый педагог обязан повышать свой профессиональный уровень, один из наиболее эффективных способов — самообразование. Чтобы мотивировать педагогов к самообразованию, создайте условия и выстройте систему методического сопровождения. В рекомендации — как выбрать тему самообразования, контролировать и распределять эту работу в течение учебного года с помощью обобщенного плана.
-
Роль воспитателя в организации культурных практик
Педагог в ДОУ выполняет роль организатора и мотиватора. Он создает условия, но не навязывает готовые решения. Задачей воспитателя является наблюдение за занятиями детей, поддержка их интересов и обеспечение необходимых ресурсов.
Роли педагога:
- Наблюдатель. Педагог внимательно следит за тем, какие виды деятельности интересуют воспитанников, какие темы их вдохновляют, и на основе этого организует дальнейшую образовательную деятельность.
- Модератор. Он мягко направляет, помогает, если требуется, но оставляет пространство для самостоятельности.
- Организатор условий. Воспитатель предоставляет материалы и оборудование, организует развивающую среду, предлагает творческие задания, которые малыши могут выполнить самостоятельно или в группе.
-
Индивидуальный подход и учет интересов детей
Каждый ребенок уникален, поэтому организация должна учитывать индивидуальные особенности и интересы каждого. Некоторые больше склонны к творчеству (рисование, лепка), другие — к ролевым играм или исследованию окружающего мира. Педагогу важно:
- Наблюдать за интересами каждого ребенка.
- Предоставлять материалы и задачи
- Поощрять развитие разных видов общекультурной активности, создавать равные условия для каждого воспитанника.
Оценить эффективность образовательного процесса и собственной деятельности педагоги могут только через оценку динамики образовательных достижений конкретного воспитанника с ОВЗ. Зафиксировать и оценить динамику поможет мониторинг индивидуального развития. В рекомендации – как планировать и проводить мониторинг, а также готовые инструменты.
-
Организация групповых культурных практик
Практики могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповая занятость помогает учиться взаимодействовать друг с другом, договариваться, распределять роли и работать в команде. Важно, чтобы в таком формате образования каждый имел возможность проявить себя.
Примеры:
- Создание коллективных творческих работ (общие картины, коллективные постройки из конструктора).
- Организация совместных ролевых игр («магазин», «больница», «семья», где дети распределяют роли и взаимодействуют друг с другом).
- Проведение совместных праздников (организация мини–праздников или театрализованных постановок для всех детей группы).
-
Включение культурных традиций и норм
Важной задачей воспитателя является приобщение к традициям и нормам общества через организацию образовательных практик. Это могут быть занятия, которые связаны с народным фольклором, праздниками, традициями различных культур.
Примеры включения культурных традиций:
- Народные игры и обряды. Включение в самостоятельные народные танцы, песни, хороводы.
- Празднование традиционных праздников. Дети могут участвовать в подготовке к праздникам, создавать поделки, украшения и готовить выступления.
- Творческие мастерские. Организация мастер–классов по народным ремеслам, где дошкольники могут научиться делать традиционные поделки (например, лепить из глины или ткать).
-
Стимулирование познавательной активности
Для развития познавательной активности важно предоставить возможности для исследования окружающего мира. Это может быть организация игровых и исследовательских зон, где малыши могут самостоятельно заниматься поиском новых знаний и информации.
Примеры:
- Природные уголки, где группа наблюдает за растениями, насекомыми, животными и проводить простые опыты.
- Тематические игры, которые направлены на изучение окружающей среды (например, деятельность на тему природы, космоса, мира профессий).
Расскажите педагогам, как создать интерактивную образовательную среду в отдельной группе или детском саду в целом, какие средства и технологии для этого использовать. В рекомендации – перспективный план по реализации разных форм работы в рамках модулей интерактивной среды, а также карта оценки для мониторинга изменений.
Примерные виды и формы культурных практик в ДОУ по ФОП
Стоит учесть, что деятельность делится на два направления: это
- Форма самостоятельной деятельности детей, которая проходит как в одиночку, так и в сотрудничестве со сверстниками. Это не организованное занятие и не прописанное мероприятие в планировании педагога.
- Форма работы, которая инициируется и направляется взрослым.
Оба вида культурных практик в ДОУ по ФГОС и ФОП предполагают различие по разным направлениям и образовательным областям: познавательное, речевое, социально–коммуникативное, художественно–эстетическое и физическое развитие.
Ниже приведены примерные виды и формы практик в ДОУ по Федеральным образовательным программам.
-
Игровые практики
Игра — основной вид деятельности для детей дошкольного возраста, который способствует развитию воображения, навыков общения и самоорганизации. В рамках образовательных практик они могут проявлять инициативу в организации и участии в различных игровых формах.
Формы:
- Ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Больница», «Школа», «Театр». Дошколята выбирают сюжет, распределяют роли и организуют игру.
- Конструктивные игры: строительство из конструкторов, кубиков, песка. Они способствуют развитию пространственного мышления и мелкой моторики.
- Драматизация сказок и историй: инсценируют известные сказки или придумывают свои истории, создают декорации и распределяют роли.
- Игры на развитие воображения: игры с куклами, игрушечными животными, где малыши разыгрывают собственные сюжеты.
-
Творческие
Творчество — важная часть развития, которая позволяет выражать мысли, чувства и идеи через искусство. Важно предоставить доступ к материалам и возможность выбора форм выражения.
Формы:
- Рисование и живопись: свободное рисование на бумаге, холсте, досках, где воспитанники могут сами выбирать сюжет и материалы (краски, фломастеры, карандаши).
- Аппликация и коллажи: создание тематических или свободных композиций из бумаги, природных материалов, ткани.
- Лепка: работа с пластилином, глиной, соленым тестом, где создают собственные фигурки или целые композиции.
- Музыкальные занятия: свободная игра на детских музыкальных инструментах, импровизация, пение и сочинение мелодий.
- Хореография: собственное создание танцев или участие в организованных танцевальных играх.
Чтобы дети могли реализовать свои творческие способности, воспитатели должны позволить им проявлять инициативу и самостоятельность во всех режимных моментах. В рекомендации — как раскрывать творческий потенциал воспитанников в течение дня, как провести консультацию для педагогов и научить пользоваться «Календарем успеха» для анализа собственной творческой деятельности в течение месяца.
-
Познавательные
Познавательные практики помогают исследовать окружающий мир, задавать вопросы, находить ответы и развивать любознательность.
Формы:
- Экспериментирование: дети могут сами проводить простые эксперименты (например, опыты с водой, песком, растениями), делать свои выводы.
- Исследовательская деятельность: наблюдения за природой, растениям и животными, изучение изменений в окружающем мире в разные времена года.
- Работа с энциклопедиями и книгами: индивидуальное изучение книг и иллюстраций по интересующим темам.
- Моделирование и конструирование: создание макетов, моделей зданий, автомобилей, самолетов и других объектов.
-
Социально–культурные
Социально–культурные практики способствуют приобщению к нормам и ценностям общества, развитию социальных навыков и умению взаимодействовать с другими.
Формы:
- Организация мини-праздников: готовят праздники для сверстников (например, «День друзей», «Театральный день»), придумывают сценарии и декорации.
- Театрализованные представления: постановки спектаклей, где дети выбирают и репетируют роли, создают костюмы и декорации.
- Фольклорные практики: участие в народных играх, танцах, пении песен; могут сами организовать проведение таких мероприятий.
- Игры на социальные роли: где имитируют общественные роли (врачи, учителя, продавцы, строители), что помогает им освоить социальные нормы и поведение.
-
Коммуникативные
Развивают навыки общения и взаимодействия в коллективе. Воспитанники учатся договариваться, распределять роли и решать конфликты в игровой форме.
Формы:
- Коллективные игры: организация самостоятельной игровой деятельности, которая требует взаимодействия, например, командные спортивные состязания, сюжетно–ролевые игры.
- Игры на развитие речи: придуманные истории, рассказывание сказок или организация мини–бесед, где каждый ребенок может поделиться своими мыслями.
- Круги общения: дети собираются в группы для обсуждения тем, интересных для них.
С учетом возможностей и потребностей вашего коллектива включайте в план новые формы методической работы. Организуйте брифинги, эстафеты педагогического мастерства, творческие гостиные.
-
Проектная деятельность
Проекты позволяют объединять несколько видов работы и развивать важные навыки, такие как планирование, выполнение задачи, работа в группе и презентация результата.
Формы:
- Коллективные творческие проекты: создание большой коллективной работы (например, «Наш город будущего», «Зоопарк», «Музей космоса»), где дети совместно строят, рисуют или делают поделки.
- Мини–исследования: проекты по изучению природы, космоса, техники, которые дети представляют в виде макетов, рисунков или докладов.
- Тематические выставки: дети готовят работы (рисунки, поделки, фотографии) для выставки, организованной в группе или для родителей.
-
Природные практики
Знакомство с природой и окружающим миром — важная часть воспитания в ДОУ. Такие практики помогают не только развивать экологическое мышление, но и научиться самостоятельному наблюдению за природой.
Формы:
- Садоводство: дети ухаживают за растениями в группе или на участке (полив, пересадка, наблюдение за ростом).
- Экскурсии на природу: организация мини–экскурсий или прогулок с воспитателем, где могут наблюдать за природой, собирать природные материалы для дальнейшего использования в творчестве.
- Наблюдение за сезонными изменениями: ведение «природных дневников» с рисунками и записями о погоде, растениях, животных.
- Коллекционирование: способ, при котором дошкольники учатся определять схожие признаки предметов, а также их различия. Например, коллекция камней, листочков, видов текстур (дерево, пластик, железо).
Варианты культурных практик в ДОУ — это не только возможность для детей проявить инициативу и творчество, но и способ усвоить социальные нормы, развить коммуникативные и познавательные навыки. Разнообразие форм и видов таких практик, описанных выше, помогает педагогам организовать образовательный процесс таким образом, чтобы каждый ребенок мог найти место в творческом и социальном пространстве группы, осваивать общественные ценности через игровую деятельность, творчество и познание окружающего мира.
⚡Популярные образцы документов для работы в апреле | ||||||
![]() | Образец трудового договора совместителя по непедагогической должности | ![]() | ||||
![]() | Приказ о поручении выполнения дополнительной работы в виде наставничества | ![]() | ||||
![]() | ![]() | |||||
![]() | ![]() |