Читайте в статье, как распределить детей по группам здоровья, их характеристики и методические рекомендации для ДОУ.
Группы здоровья дошкольников: таблица
Это комплекс психолого-физиологических показателей состояния ребенка, по которому можно сделать вывод об уровне его здоровья.
Номер группы |
Хронические болезни |
Функциональные отклонения органов и систем |
Реактивность и резистентность |
Психоневрологическое и физиологическое развитие |
I (Первая) Относительно здоровы |
нет |
не выявлены |
В предшествующий период ребенок болел редко, острые респираторные и вирусные заболевания протекали легко |
Соответствует биологическому возрасту |
II (вторая) С факторами риска) |
нет |
присутствуют |
Ребенок часто, тяжело и длительно болеет ОРЗ, ОРВИ, долго выздоравливает, в период выздоровления сохраняется состояние вялости, нарушены аппетит и сон, субфебрильная температура (37-37,9º С), |
Ребенок физически хорошо развит, не отстает от сверстников, допустимо незначительное превышение массы тела; психоневрологическое развитие в норме или сопровождается незначительным отставанием |
III (Третья) Состояние компенсации |
Присутствуют врожденные дефекты систем и органов, диагностированы хронические патологии |
Функциональные отклонения клинически себя не проявляют |
Хронические болезни сопровождаются редкими и нетяжелыми обострениями, общее состояние здоровья не ухудшается |
Ребенок психологически и физически развит в соответствии с нормой, допустимы низкий рост, недостаточный или избыточный вес I или II степени |
IV (Четвертая) Субкомпенсация |
Диагностированы хронические болезни, врожденные дефекты систем и органов |
Заболевания проявляются согласно клинической картине, функция пораженных органов изменена |
Есть одно основное хроническое заболевание, которое часто обостряется, воспитанник подвержен простудным заболеваниям, которые сопровождаются длительным периодом восстановления |
Нервная система и психика ребенка развиты в соответствии с нормой, воспитанник может отставать от сверстников в развитии речи, моторики, однако общее развитие находится в пределах нормы, допустимы низкий рост, лишний или недостаточный вес I или II степени |
V (Пятая) Декомпенсация |
Обнаружен тяжелый врожденный порок или хроническая патология, которая приводит к инвалидности |
Функции пораженных органов и систем существенно изменены |
Частые острые вирусные инфекции, основное хроническое заболевание также часто обостряется и протекает в тяжелой форме |
Психика и нервная система в норме или наблюдается отставание, физически ребенок развит в соответствии с возрастом, допустимы низкий рост, избыток или недостаток массы тела I или II степени |
Смотрите также
Как распределить детей по группам здоровья
Распределение детей по группам здоровья осуществляют квалифицированные врачи. Алгоритм определения групп прописан в Приложении 2 к Приказу Минздрава России от 30.12.2003 №621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей».
Критерии при распределении детей:
Психологические и неврологические особенности. Чтобы определить психоневрологические особенности ребенка, его обследуют психиатр и невролог. Специалисты могут выявить задержку речевого или моторного развития, отклонения в поведении, психоэмоциональном состоянии.
Генетическая предрасположенность. Некоторые заболевания передаются из поколения в поколение или могут проявиться через несколько поколений. Это играет важное значение, когда выясняют, могут ли быть у ребенка некоторые болезни в будущем или с неярко выраженными признаками.
Развитие систем и органов. Учитывают эндокринную, желудочно-кишечную, сердечно-сосудистую, нервную, мышечную и другие важные системы в организме малыша. Ребенку проводят УЗИ, узконаправленные скрининги, рентген, компьютерную томографию. Особое внимание уделяют работе сердца, легких, почек, печени, желудка.
Общее физическое развитие. Определяют рост, вес, окружность головы, грудной клетки, пропорции тела и конечностей. При этом, берут во внимание физическое развитие ребенка от момента его рождения.
Сопротивление организма вирусам и инфекциям. Под этим критерием понимают состояние иммунитета, то есть насколько часто ребенок болеет вирусными заболеваниями, как тяжело их переносит.
Смотрите также: Двенадцать тестов, чтобы определить уровень развития физических качеств детей >>>
Методические рекомендации для групп здоровья детей
I. Разрешена активная учебная, спортивная и трудовая деятельность. Нет ограничений по программе физического развития.
II. Рекомендовано закаливание, определенный рацион питания, распорядок дня и режим сна. Занятия физкультурой проводят по общей программе. Рекомендованы занятия в оздоровительной группе, прогулки на свежем воздухе, игровая и спортивная активность. Участвовать в соревнованиях можно только по допуску наблюдающего врача.
III. Перед любой активностью врач должен дать допуск. Все занятия спортом организуют с учетом их особенностей ребенка. Особое внимание уделяют восстановительному периоду после выполнения любого упражнения.
IV. Физическую активность таких детей ограничивают. Режим дня выстраивают отдельно, учитывая их особенности. Особое значение имеет режим отдыха, который длится дольше, чем в основной или подготовительной группе здоровья. Вместо стандартных спортивных занятий проводят занятия ЛФК.
V. Активные занятия спортом и подвижными играми значительно ограничивают. Отдых длительнее, чем в 4 группе. Здоровье поддерживают с помощью лечебных процедур. ЛФК проводят только в индивидуальном порядке под присмотром специалистов. Программу занятий утверждает индивидуально лечащий врач. Такие дети не посещают детский сад и другие образовательные учреждения до улучшения состояния здоровья.